Правда о выселении балкарцев Часть III
Книга
Возвращение...
Когда и как официально начался этот процесс для депортированных народов и как он развивался в дальнейшем, хорошо описано в книге Д.Шабаева:
«...28 апреля 1956 года председатель Президиума Верховного Совета СССР К.Е. Ворошилов подписал Указ «О снятии ограничения по спецпоселению с крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной войны». По этому Указу с перечисленных в нем народов снималось позорное клеймо «спецпоселенцы». Вот текст этого Указа.
«Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в 1943 -1944 гг. с Северного Кавказа, из Грузинской ССР и Крыма, в дальнейшем не вызываются необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутренних дел СССР крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.
2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискован
ного при выселении, и что они не имеют права возвращаться в места, откуда были выселены.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К.ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
Н.ПЕГОВ»
Клеймо сняли, но права вернуться в родные края народам, перечисленным в Указе, не дали.
6 июля 1956 года в адрес Кабардинского обкома партии, Президиума Верховного Совета и Совета Министров Кабардинской АССР поступило письмо от группы балкарцев из Киргизской ССР, где говорилось:
«Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апреля 1956 года с нас снято ограничение в органах МВД СССР. Но этим Указом не разрешено наше основное чаяние, наше стремление - это организованное возвращение в Кабардинскую АССР и восстановление нашего политического права - восстановление Кабардино-Балкарской АССР. Мы, исходя из этого, обращаемся к Вам с просьбой войти с ходатайством в Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и в Советское правительство о возвращении нас на родную территорию и восстановлении нашей прежней автономии - Кабардино-Балкарской АССР...».
Естественно, что измученный многолетней ссылкой и истосковавшийся народ рвался на родину. (Ред.)
...Секретарь ЦК Киргизии И. Раззаков в информации Центральному Комитету КПСС от 10 октября 1956 года сообщал, что «по неполным данным за последние 5-6 месяцев за пределы республики, главным образом на Кавказ, выехало 2653 человека. Например, из Таласского района Фрунзенской области самовольно выехали на Кавказ 70 семей карачаевцев и чеченцев, из Ворошиловского района этой же области 151 семья балкарцев, чеченцев и карачаевцев. Факты самовольных выездов на Кавказ имеют место и в других областях республики.
При ознакомлении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев, проживающих в Киргизской ССР, с Указом Президиума Верховного Совета СССР о снятии с них ограничений и запрещении выезда на Кавказ, многие из них демонстративно отказывались поставить свою подпись об ознакомлении с этим документом и заявляли, что они все равно уедут на Кавказ. Например, проживающие в г. Кок - Янгак Исмаилов, Болотханов, Юнусов и некоторые другие заявляли: «Мы не откажемся от своей родины и от своих домов. Заключенным и то после их освобождения возвращают дома и родину, а нас, невинных людей, лишают родины»...
Колхозники из числа чеченцев, балкарцев не выходят на работу, продают дома, скот, имущество и готовятся к отъезду.
В Покровском районе более ста карачаевцев явились в райком партии и потребовали отпустить их на родину.
В правление колхоза имени Чапаева Чуйского района более 20 балкарских семей обратились с просьбой исключить их из колхоза. Из 30 чабанов с такой же просьбой обратились десять чабанов-балкарцев. В связи с тем, что правление колхоза отказывалось исключить балкарцев из колхоза, в сентябре 1956 года 70 балкарцев явились к председателю и потребовали провести собрание колхозников и на нем рассмотреть их заявления. Такие же требования предъявляли балкарцы, чеченцы, ингуши и карачаевцы и в других колхозах области».
«К 5 октября 1956 года из города Таласа без разрешения выехали на Северный Кавказ более 50 карачаевских семей и 20 - чеченских. Из Ворошиловского района выехали также без разрешения 74 балкарские семьи, свыше 70 чеченских семей, 7 семей карачаевцев; из Ивановского района выехали свыше 50 семей».
Секретарь Фрунзенского обкома партии М. Скляров в информации ЦК КП Киргизии от 5 октября 1956 года сообщал, что «самовольный выезд имеет место по всем районам области».
«Фрунзенский обком партии, местные партийные и советские органы принимают все меры к пресечению подобных фактов, а также к дальнейшему усилению массово-политической работы среди чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Однако создавшаяся обстановка требует немедленного решения их вопроса».
Действительно, надо было решать вопрос о восстановлении национальных автономий выселенных народов.
24 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял постановление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Это постановление явилось важнейшим документом, сыгравшим большую роль в судьбах бывших спецпоселенцев, хотя и не имел правовой основы.
...В постановлении отмечалось, что «массовое выселение целых народов не вызывалось необходимостью и не диктовалось военными соображениями, было одним из проявлений чуждого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушением основных принципов национальной политики нашей партии». Центральный Комитет КПСС счел необходимым исправить допущенную по отношению к калмыцкому, карачаевскому, балкарскому, чеченскому и ингушскому народам несправедливость и восстановить их национальную автономию...
ЦК КПСС признал «нецелесообразным» предоставление национальной автономии татарам, ранее проживавшим в Крыму.
Это было несправедливое решение. Выселение крымских татар, как и народов Северного Кавказа, было актом произвола и беззакония. Если исправлялась ошибка, допущенная по отношению к балкарскому, чеченскому, ингушскому, карачаевскому и калмыцкому народам, следовало исправить ошибку, допущенную и по отношению к крымским татарам, и к туркам - месхе-тинцам и разрешить им тоже вернуться в родные места. Но это сделано не было.
Постановление Президиума ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов» 11 декабря 1956 года было рассмотрено на заседании бюро Кабардинского обкома КПСС. Все члены бюро (А.Н. Ахохов, Х.М.Бербеков, К.Т.Тлостанов, Т.К.Мальбахов, К.С.Кушхов, Ф.Т.Арсаева, Н.Ф.Мишков, П.А.Иванников) и присутствовавшие члены обкома партии единогласно приняли постановление, в котором говорилось: «Принять к неуклонному руководству и исполнению постановление Президиума ЦК КПСС...»
За подписью первого секретаря Кабардинского областного Комитета КПСС Т. К. Мальбахова и председателя Совета Министров КБАССР А. Н. Ахохова в ЦК Коммунистической партии Советского Союза был направлен расширенный документ, озаглавленный «Предложения по вопросам, связанным с переселением балкарцев в Кабардинскую АССР». Эти предложения были изложены на 18 страницах с 53 таблицами.
Руководители республики предлагали осуществить переселение в течение двух лет - 1957-1958 гг.; с преобразованием Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР предлагали восстановить границы республики, существовавшие до марта 1944 года...»
Комментарий.
Последнее предложение о «восстановлении границ» только в течение 5 месяцев 1956-1957 гг. трижды представлялось в Москву Т. Мальбаховым и на самом деле, в первую очередь, означало возвращение бывшего Курпского района Кабарды, еще до депортации балкарцев переданного Северо-Осетинской АССР. Более того, руководство Кабардинской АССР предлагало передать республике и все те земли Ставропольского края (85 тыс. га), которые ранее находились в арендном пользовании колхозов и совхозов Балкарии.
И все эти запросы-предложения в Москву аргументировались якобы «небходимостью разместить возвращающихся из ссылки балкарцев».
Кроме того и к сожалению, автор книги Д.В.Шабаев так и не решился написать правду о том, что именно обком КПСС Кабардинской АССР в своем единогласно поддержанном постановлении ходатайствовал перед Москвой с просьбой, чтобы не только не восстанавливать национальной автономии балкарского народа, но и не возвращать КБАССР ее прежнего названия, сохранив ее как Кабардинскую АССР.
«....Для руководства переселением балкарцев предлагалось создать при Совете Министров республики переселенческое управление.
Общая сумма капитальных вложений, связанных с переселением балкарцев, была определена на 1957 год - 117,4 млн рублей, на 1958 год - 128,4 млн рублей и на последующие годы - 64,1 млн рублей.
Следует отметить, что впоследствии, когда балкарцы вернулись на родину, республика получила от государства лишь пятую часть этих средств.
Еще до официального разрешения на въезд в Кабардинскую АССР балкарцы стали прибывать на родную землю. Органы милиции препятствовали их расселению, отказывались их прописывать, они не имели возможности трудоустроиться... А прибывших, на 1 января 1957 года, уже числилось 4671.
Девятого января 1957 года Президиум Верховного Совета СССР издал Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». Вот его текст:
«В целях создания необходимых условий для национального развития балкарского народа Президиум Верховного Совета СССР постановляет:
1. Признать необходимым восстановить национальную автономию балкарского народа.
2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР.
3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховного Совета СССР от 8 апреля 1944 года «О переселении балкарцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардинскую АССР» и статью 2 Указа от 28 апреля 1956 года в части запрещения балкарцам возвращаться на прежнее местожительство.
Председатель Президиума Верховного Совета СССР
К. ВОРОШИЛОВ
Секретарь Президиума Верховного Совета СССР
А. ГОРКИН
Москва, Кремль, 9 января 1957 г.
В соответствии с рекомендацией высшего органа власти страны Президиум Верховного Совета РСФСР в тот же день, 9 января 1957 года, принял Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР».
Прошло лишь девять месяцев между двумя Указами, подписанными К. Е. Ворошиловым: от 28 апреля 1956 года, в котором подчеркивалось, что снятие ограничений со ссыльных не дает им права «возвращаться в места, откуда были выселены», и Указом от 9 января 1957 года, снимавшим с них все ограничения и восстанавливавшим их автономию.
Но следует сказать, что принятие Указов о восстановлении автономий репрессированных народов еще не означало реабилитации этих народов. Высшие органы государственной власти, признавая насильственное выселение из родных мест балкарцев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, турок-месхетинцев незаконным и преступным актом, в течение десятилетий не принимали мер по их реабилитации. Лишь 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». Этим Законом была восстановлена историческая справедливость: все репрессированные народы РСФСР были реабилитированы в политическом, культурном и социальном планах...».
Комментарий.
«О реабилитации...»
Видит Бог, что именно нам, как никому иному, хотелось бы завершить эту публикацию на столь мажорной ноте, т.е. словами уважаемого Давида Викторовича о реабилитации репрессированных народов, о восстановлении исторической справедливости и т.д.
Но, увы. Даже в демократической России, где был принят этот гуманнейший закон, нет ни одного репрессированного народа, который был бы полностью реабилитирован в соответствие этому закону, и основные причины этого достаточно хорошо известны.
В течение 13 лет ряду региональных лидеров, выдающих себя за «главных кавказских миротворцев и хранителей Юга России», каким-то непонятным образом удавалось убеждать высшее руководство страны в том, что реальная, полномасштабная реабилитация репрессированных народов непременно вызовет всеобщее противостояние и кровавые межнациональные конфликты, которые приведут к развалу государства. Их позиция в этом вопросе вполне понятна и объяснима.
Удивительно другое, что за все эти годы ни один из высокопоставленных государственных деятелей нашей страны так и не задал этим «миротворцам и радетелям России» публично одно-го-единственного вопроса. «Кто конкретно, по какому праву и на каком основании возражает и даже готов противостоять государству в части реализации Федерального закона на территории Российской Федерации?!
То есть, что это за сомнительные силы, которые почему-то не противостояли массовому произволу и тотальной депортации этих народов в сороковые годы, но готовы противостоять законодательному восстановлению исторической справедливости по отношению к ним, что является непременным условием для государства, ставшего на путь демократического развития?!
Будут ли заданы эти вопросы или не будут, сегодня особенно важно для балкарского народа, который вместо полной реабилитации, еще в 1997 году, в «конституционной» форме был полностью лишен Парламентом КБР своей правосубъектности, после чего и в силу своей малочисленности фактически превратился в некое бесправное нацменьшинство на своей исторической Родине.
Срыв его территориальной реабилитации превратил, по сути, в фикцию и реабилитацию политическую, т.к., не обладая своими избирательными округами, балкарцы не могли реально избирать даже глав местного самоуправления, не говоря о прочих институтах власти.
Вследствие сказанного не более чем имитацией оказалась и его социально-экономическая реабилитация, т.к. народ, не обладающий на собственной земле им же избранной властью, практически был лишен возможности сам получать и по собственному усмотрению распределять даже те федеральные средства, которые по целевой программе выделяла Москва «на социально-экономическое развитие балкарского народа».
То есть «реальным восстановлением исторической справедливости» по отношению к репрессированному балкарскому народу стали только сам факт принятия так и не реализованного Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и адресное получение от федерального Правительства по 5-7 тыс. рублей на семью за утерянное при депортации жилье и имущество. Ибо даже те льготы, первоначально предусмотренные законом для репрессированных лиц, впоследствии на местах были либо сильно ограничены, либо и вовсе сведены на нет.
Результатом всего этого и стало то катастрофическое социально-экономическое положение балкарского народа, которое охарактеризовано учеными как национальное бедствие и, наверное, не безосновательно, если согласно данным других ученых именно у балкарцев была выявлена к середине 90-х годов самая высокая смертность (290%!) среди всех народов России...
Конечно же, на фоне всего этого несколько странно, если не дико, звучат голоса ряда руководителей бывшего Парламента КБР, которые с особой гордостью отмечают тот факт, что за все 10 лет своего существования «межнациональный комитет» этого парламента не рассмотрел ни одного вопроса!??
Тут комментарии излишни!
Вместо эпилога
«Майскими холодными ночами, отгремев, закончились бои...», поется в известной песне тех лет, внушая народу надежду в будущее. Конечно, по истечении 65 лет после ВОВ изменилось многое. Не говоря уже о послевоенном развитии и достижениях страны, следует отметить, что мы сегодня живем в качественно ином государстве, которое в последнее время делает многое для бывших фронтовиков - защитников отечества. И это, конечно, отрадно.
Что касается непосредственно нас, балкарцев, то и мы можем сказать: «Слава Богу, что, все же, не исчезли с этнической карты народов мира, и наша общая численность сегодня увеличилась почти вдвое по сравнению с довоенной!».
Более того, мы можем по праву гордиться и тем, что, не говоря уже о прочих известных людях, наш малочисленный народ дал стране двух всемирно известных академиков РАН и двух Героев Советского Союза, двух лауреатов Ленинской премии и семерых Героев Социалистического Труда, четырех генералов и трех государственных советников, свыше полусотни докторов наук и профессоров. И, наверное, все это выглядело бы весьма радужно, если бы постоянно не стоял и закономерный вопрос: «А закончились ли вместе с боями сорок пятого наши основные и даже жизненно важные проблемы, возникшие в те годы?».
К сожалению, нет, не закончились и неизвестно будут ли они когда либо разрешены государством в должной мере.
Что касается репрессированных народов в целом, то ни одно из государств нынешнего СНГ, даже публично признающих преступления сталинско-бериевского режима, так и не решилось до конца и в полной мере выполнить свои обязательства перед этими народами и восстановить историческую справедливость по отношению к ним.
Практически все эти государства, даже принявшие законы о реабилитации этих народов, ограничились лишь декоративными «полумерами», которые так и «держат на обочине» эти самые народы, то ли в полуоправданном, то ли в полуобвиненном статусе.
В аналогичном положении, еще со времен «хрущевской оттепели», находится и балкарский народ.
Поэтому для большей объективности и пытаясь избежать каких- то чисто национальных эмоций, мы приведем в качестве примера непредвзятую оценку со стороны, данную нынешнему состоянию балкарского народа Конгрессом Федеративного Союза национальных меньшинств Европы:
2009-08
РЕЗОЛЮЦИЯ
Конгресса Федеративного Союза национальных
меньшинств Европы (FUEN):
«О положении репрессированного балкарского народа в КБР»
Федеративный Союз национальных меньшинств Европы крайне обеспокоен многолетним бедственным положением репрессированного балкарского народа в Кабардино-Балкарской Республике (РФ).
Несмотря на ряд предыдущих обращений FUEN к руководству Российской Федерации и Кабардино-Балкарии, положение балкарского народа не улучшается, а неуклонно ухудшается.
Вопреки его неоднократному и легитимному волеизъявлению в 1991, 1992, 1996 гг. и в нарушение действующих правовых норм, балкарскому народу в течение двух десятилетий отказывается в праве на его внутригосударственное самоопределение в составе Российской Федерации.
Более того, в течение 52 лет со дня возвращения на родину из депортации и несмотря на действующий с 1991 года Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов», балкарцы до сих пор не восстановлены в своих прежних территориальных правах, что автоматически лишает их и части политических и гражданских прав, которыми они обладали даже при сталинском режиме.
Вместе с тем, принятые в нарушение действующего Федерального Закона 131 -ФЗ от 06.10.2003 года законы Кабардино-Балкарии 12-РЗ и 13-РЗ от 27.02.2005 г. предусматривают противоправное изъятие 80% балкарских земель, которые являются не только исторической родиной и средой обитания этого народа, но и единственным источником его существования.
И, наконец. Сегодня в Кабардино-Балкарии откровенно игнорируется не только действующее федеральное законодательство в части соблюдения законных прав репрессированного балкарского народа, но и конкретные решения Конституционного Суда РФ, принятые в защиту его интересов.
Столь откровенная незащищенность его конституционных прав и законных интересов поставила балкарский народ на уровень национального бедствия и этнической катастрофы.
На основании изложенного Федеративный Союз национальных меньшинств Европы (FUEN) обращается к Президенту, Парламенту и Правительству Российской Федерации, Совету Европы и Организации Объединенных Наций с настоятельным ходатайством обеспечить фактическую реализацию репрессированному балкарскому народу всех его политических, социально-экономических и, в первую очередь, территориальных прав, предусмотренных действующим российским законодательством и основными нормами и принципами международного права.
Президент FUEN
X. ХАНСЕН
Октябрь 2009
Брюссель