Правда о выселении балкарцев Часть III - Балкария и Балкарцы в годы ВОВ

Перейти к контенту

Правда о выселении балкарцев Часть III

Книга
Возвращение...

Когда и как официально начался этот процесс для депорти­рованных народов и как он развивался в дальнейшем, хорошо описано в книге Д.Шабаева:

«...28 апреля 1956 года председатель Президиума Верхов­ного Совета СССР К.Е. Ворошилов подписал Указ «О снятии ограничения по спецпоселению с крымских татар, балкар­цев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных в период Великой Отечественной вой­ны». По этому Указу с перечисленных в нем народов снималось позорное клеймо «спецпоселенцы». Вот текст этого Указа.

«Учитывая, что существующие ограничения в правовом положении находящихся на спецпоселении крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и чле­нов их семей, выселенных в 1943 -1944 гг. с Северного Кав­каза, из Грузинской ССР и Крыма, в дальнейшем не вызы­ваются необходимостью, Президиум Верховного Совета СССР постановляет:

1. Снять с учета спецпоселений и освободить из-под административного надзора органов Министерства внутрен­них дел СССР крымских татар, балкарцев, турок - граждан СССР, курдов, хемшилов и членов их семей, выселенных на спецпоселение в период Великой Отечественной войны.

2. Установить, что снятие ограничений по спецпоселению с лиц, перечисленных в статье первой настоящего Указа, не влечет за собой возвращение им имущества, конфискован­
ного при выселении, и что они не имеют права возвращать­ся в места, откуда были выселены.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

К.ВОРОШИЛОВ

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

Н.ПЕГОВ»

Клеймо сняли, но права вернуться в родные края наро­дам, перечисленным в Указе, не дали.

6 июля 1956 года в адрес Кабардинского обкома партии, Пре­зидиума Верховного Совета и Совета Министров Кабардинской АССР поступило письмо от группы балкарцев из Киргизской ССР, где говорилось:

«Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 апре­ля 1956 года с нас снято ограничение в органах МВД СССР. Но этим Указом не разрешено наше основное чаяние, наше стрем­ление - это организованное возвращение в Кабардинскую АССР и восстановление нашего политического права - восстановление Кабардино-Балкарской АССР. Мы, исходя из этого, обращаемся к Вам с просьбой войти с ходатайством в Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза и в Советское пра­вительство о возвращении нас на родную территорию и восста­новлении нашей прежней автономии - Кабардино-Балкарской АССР...».

Естественно, что измученный многолетней ссылкой и истосковавшийся народ рвался на родину. (Ред.)

...Секретарь ЦК Киргизии И. Раззаков в информации Цент­ральному Комитету КПСС от 10 октября 1956 года сообщал, что «по неполным данным за последние 5-6 месяцев за пределы республики, главным образом на Кавказ, выехало 2653 челове­ка. Например, из Таласского района Фрунзенской области само­вольно выехали на Кавказ 70 семей карачаевцев и чеченцев, из Ворошиловского района этой же области 151 семья балкарцев, чеченцев и карачаевцев. Факты самовольных выездов на Кавказ имеют место и в других областях республики.

При ознакомлении чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкар­цев, проживающих в Киргизской ССР, с Указом Президиума Вер­ховного Совета СССР о снятии с них ограничений и запрещении выезда на Кавказ, многие из них демонстративно отказывались поставить свою подпись об ознакомлении с этим документом и заявляли, что они все равно уедут на Кавказ. Например, прожи­вающие в г. Кок - Янгак Исмаилов, Болотханов, Юнусов и неко­торые другие заявляли: «Мы не откажемся от своей родины и от своих домов. Заключенным и то после их освобождения воз­вращают дома и родину, а нас, невинных людей, лишают роди­ны»...

Колхозники из числа чеченцев, балкарцев не выходят на работу, продают дома, скот, имущество и готовятся к отъезду.

В Покровском районе более ста карачаевцев явились в рай­ком партии и потребовали отпустить их на родину.

В правление колхоза имени Чапаева Чуйского района более 20 балкарских семей обратились с просьбой исключить их из колхоза. Из 30 чабанов с такой же просьбой обратились десять чабанов-балкарцев. В связи с тем, что правление колхоза отка­зывалось исключить балкарцев из колхоза, в сентябре 1956 года 70 балкарцев явились к председателю и потребовали провес­ти собрание колхозников и на нем рассмотреть их заявления. Такие же требования предъявляли балкарцы, чеченцы, ингуши и карачаевцы и в других колхозах области».

«К 5 октября 1956 года из города Таласа без разрешения выехали на Северный Кавказ более 50 карачаевских семей и 20 - чеченских. Из Ворошиловского района выехали также без разрешения 74 балкарские семьи, свыше 70 чеченских семей, 7 семей карачаевцев; из Ивановского района выехали свыше 50 семей».

Секретарь Фрунзенского обкома партии М. Скляров в инфор­мации ЦК КП Киргизии от 5 октября 1956 года сообщал, что «самовольный выезд имеет место по всем районам области».

«Фрунзенский обком партии, местные партийные и советские органы принимают все меры к пресечению подобных фактов, а также к дальнейшему усилению массово-политической рабо­ты среди чеченцев, ингушей, карачаевцев и балкарцев. Одна­ко создавшаяся обстановка требует немедленного решения их вопроса».

Действительно, надо было решать вопрос о восстановлении национальных автономий выселенных народов.

24 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял поста­новление «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Это постановление явилось важнейшим документом, сыгравшим большую роль в судьбах бывших спец­поселенцев, хотя и не имел правовой основы.

...В постановлении отмечалось, что «массовое выселение целых народов не вызывалось необходимостью и не диктовалось военными соображениями, было одним из проявлений чуж­дого марксизму-ленинизму культа личности, грубым нарушени­ем основных принципов национальной политики нашей партии». Центральный Комитет КПСС счел необходимым исправить допущенную по отношению к калмыцкому, карачаевскому, бал­карскому, чеченскому и ингушскому народам несправедливость и восстановить их национальную автономию...

ЦК КПСС признал «нецелесообразным» предоставление национальной автономии татарам, ранее проживавшим в Кры­му.

Это было несправедливое решение. Выселение крымских татар, как и народов Северного Кавказа, было актом произвола и беззакония. Если исправлялась ошибка, допущенная по отно­шению к балкарскому, чеченскому, ингушскому, карачаевскому и калмыцкому народам, следовало исправить ошибку, допущен­ную и по отношению к крымским татарам, и к туркам - месхе-тинцам и разрешить им тоже вернуться в родные места. Но это сделано не было.

Постановление Президиума ЦК КПСС «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, бал­карского, чеченского и ингушского народов» 11 декабря 1956 года было рассмотрено на заседании бюро Кабардинского обкома КПСС. Все члены бюро (А.Н. Ахохов, Х.М.Бербеков, К.Т.Тлостанов, Т.К.Мальбахов, К.С.Кушхов, Ф.Т.Арсаева, Н.Ф.Мишков, П.А.Иванников) и присутствовавшие члены обкома партии единогласно приняли постановление, в котором говори­лось: «Принять к неуклонному руководству и исполнению поста­новление Президиума ЦК КПСС...»

За подписью первого секретаря Кабардинского областно­го Комитета КПСС Т. К. Мальбахова и председателя Совета Министров КБАССР А. Н. Ахохова в ЦК Коммунистической пар­тии Советского Союза был направлен расширенный документ, озаглавленный «Предложения по вопросам, связанным с пере­селением балкарцев в Кабардинскую АССР». Эти предложения были изложены на 18 страницах с 53 таблицами.

Руководители республики предлагали осуществить пересе­ление в течение двух лет - 1957-1958 гг.; с преобразованием Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР предлагали восстановить границы республики, существовавшие до марта 1944 года...»

Комментарий.

Последнее предложение о «восстановлении границ» толь­ко в течение 5 месяцев 1956-1957 гг. трижды представлялось в Москву Т. Мальбаховым и на самом деле, в первую очередь, означало возвращение бывшего Курпского района Кабар­ды, еще до депортации балкарцев переданного Северо-Осетинской АССР. Более того, руководство Кабардинской АССР предлагало передать республике и все те земли Ставрополь­ского края (85 тыс. га), которые ранее находились в арендном пользовании колхозов и совхозов Балкарии.

И все эти запросы-предложения в Москву аргументирова­лись якобы «небходимостью разместить возвращающихся из ссылки балкарцев».

Кроме того и к сожалению, автор книги Д.В.Шабаев так и не решился написать правду о том, что именно обком КПСС Кабар­динской АССР в своем единогласно поддержанном постановле­нии ходатайствовал перед Москвой с просьбой, чтобы не только не восстанавливать национальной автономии балкарского народа, но и не возвращать КБАССР ее прежнего названия, сохранив ее как Кабардинскую АССР.

«....Для руководства переселением балкарцев предлагалось создать при Совете Министров республики переселенческое управление.

Общая сумма капитальных вложений, связанных с пересе­лением балкарцев, была определена на 1957 год - 117,4 млн рублей, на 1958 год - 128,4 млн рублей и на последующие годы - 64,1 млн рублей.

Следует отметить, что впоследствии, когда балкарцы вер­нулись на родину, республика получила от государства лишь пятую часть этих средств.

Еще до официального разрешения на въезд в Кабардинскую АССР балкарцы стали прибывать на родную землю. Органы милиции препятствовали их расселению, отказывались их про­писывать, они не имели возможности трудоустроиться... А прибывших, на 1 января 1957 года, уже числилось 4671.

Девятого января 1957 года Президиум Верховного Сове­та СССР издал Указ «О преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР». Вот его текст:

«В целях создания необходимых условий для нацио­нального развития балкарского народа Президиум Верхов­ного Совета СССР постановляет:

1. Признать необходимым восстановить национальную автономию балкарского народа.

2. Рекомендовать Президиуму Верховного Совета РСФСР рассмотреть вопрос о преобразовании Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР.

3. Считать утратившим силу Указ Президиума Верховно­го Совета СССР от 8 апреля 1944 года «О переселении бал­карцев, проживающих в Кабардино-Балкарской АССР, и о переименовании Кабардино-Балкарской АССР в Кабардин­скую АССР» и статью 2 Указа от 28 апреля 1956 года в части запрещения балкарцам возвращаться на прежнее местожи­тельство.

Председатель Президиума Верховного Совета СССР

К. ВОРОШИЛОВ

Секретарь Президиума Верховного Совета СССР

А. ГОРКИН

Москва, Кремль, 9 января 1957 г.

В соответствии с рекомендацией высшего органа влас­ти страны Президиум Верховного Совета РСФСР в тот же день, 9 января 1957 года, принял Указ «О преобразова­нии Кабардинской АССР в Кабардино-Балкарскую АССР».

Прошло лишь девять месяцев между двумя Указами, подпи­санными К. Е. Ворошиловым: от 28 апреля 1956 года, в котором подчеркивалось, что снятие ограничений со ссыльных не дает им права «возвращаться в места, откуда были выселены», и Указом от 9 января 1957 года, снимавшим с них все ограничения и восстанавливавшим их автономию.

Но следует сказать, что принятие Указов о восстановлении автономий репрессированных народов еще не означало реаби­литации этих народов. Высшие органы государственной власти, признавая насильственное выселение из родных мест балкар­цев, чеченцев, ингушей, карачаевцев, калмыков, крымских татар, турок-месхетинцев незаконным и преступным актом, в течение десятилетий не принимали мер по их реабилитации. Лишь 26 апреля 1991 года Верховный Совет РСФСР принял Закон «О реабилитации репрессированных народов». Этим Законом была восстановлена историческая справедливость: все репрессиро­ванные народы РСФСР были реабилитированы в политическом, культурном и социальном планах...».

Комментарий.

«О реабилитации...»

Видит Бог, что именно нам, как никому иному, хотелось бы завершить эту публикацию на столь мажорной ноте, т.е. слова­ми уважаемого Давида Викторовича о реабилитации репресси­рованных народов, о восстановлении исторической справедли­вости и т.д.

Но, увы. Даже в демократической России, где был принят этот гуманнейший закон, нет ни одного репрессированного наро­да, который был бы полностью реабилитирован в соответствие этому закону, и основные причины этого достаточно хорошо известны.

В течение 13 лет ряду региональных лидеров, выдающих себя за «главных кавказских миротворцев и хранителей Юга России», каким-то непонятным образом удавалось убеждать высшее руководство страны в том, что реальная, полномасш­табная реабилитация репрессированных народов непременно вызовет всеобщее противостояние и кровавые межнациональ­ные конфликты, которые приведут к развалу государства. Их позиция в этом вопросе вполне понятна и объяснима.

Удивительно другое, что за все эти годы ни один из высоко­поставленных государственных деятелей нашей страны так и не задал этим «миротворцам и радетелям России» публично одно-го-единственного вопроса. «Кто конкретно, по какому праву и на каком основании возражает и даже готов противо­стоять государству в части реализации Федерального закона на территории Российской Федерации?!

То есть, что это за сомнительные силы, которые почему-то не противостояли массовому произволу и тотальной депортации этих народов в сороковые годы, но готовы противостоять зако­нодательному восстановлению исторической справедливости по отношению к ним, что является непременным условием для государства, ставшего на путь демократического развития?!

Будут ли заданы эти вопросы или не будут, сегодня особен­но важно для балкарского народа, который вместо полной реа­билитации, еще в 1997 году, в «конституционной» форме был полностью лишен Парламентом КБР своей правосубъектности, после чего и в силу своей малочисленности фактически превра­тился в некое бесправное нацменьшинство на своей историчес­кой Родине.

Срыв его территориальной реабилитации превратил, по сути, в фикцию и реабилитацию политическую, т.к., не обладая свои­ми избирательными округами, балкарцы не могли реально изби­рать даже глав местного самоуправления, не говоря о прочих институтах власти.

Вследствие сказанного не более чем имитацией оказалась и его социально-экономическая реабилитация, т.к. народ, не обла­дающий на собственной земле им же избранной властью, прак­тически был лишен возможности сам получать и по собственно­му усмотрению распределять даже те федеральные средства, которые по целевой программе выделяла Москва «на социаль­но-экономическое развитие балкарского народа».

То есть «реальным восстановлением исторической спра­ведливости» по отношению к репрессированному балкарскому народу стали только сам факт принятия так и не реализованного Закона РСФСР «О реабилитации репрессированных народов» и адресное получение от федерального Правительства по 5-7 тыс. рублей на семью за утерянное при депортации жилье и имущес­тво. Ибо даже те льготы, первоначально предусмотренные зако­ном для репрессированных лиц, впоследствии на местах были либо сильно ограничены, либо и вовсе сведены на нет.

Результатом всего этого и стало то катастрофическое соци­ально-экономическое положение балкарского народа, которое охарактеризовано учеными как национальное бедствие и, навер­ное, не безосновательно, если согласно данным других ученых именно у балкарцев была выявлена к середине 90-х годов самая высокая смертность (290%!) среди всех народов России...

Конечно же, на фоне всего этого несколько странно, если не дико, звучат голоса ряда руководителей бывшего Парламента КБР, которые с особой гордостью отмечают тот факт, что за все 10 лет своего существования «межнациональный комитет» это­го парламента не рассмотрел ни одного вопроса!??

Тут комментарии излишни!


Вместо эпилога

«Майскими холодными ночами, отгремев, закончились бои...», поется в известной песне тех лет, внушая народу надежду в будущее. Конечно, по истечении 65 лет после ВОВ изменилось многое. Не гово­ря уже о послевоенном развитии и достижениях страны, следует отме­тить, что мы сегодня живем в качественно ином государстве, которое в последнее время делает многое для бывших фронтовиков - защитни­ков отечества. И это, конечно, отрадно.

Что касается непосредственно нас, балкарцев, то и мы можем ска­зать: «Слава Богу, что, все же, не исчезли с этнической карты народов мира, и наша общая численность сегодня увеличилась почти вдвое по сравнению с довоенной!».

Более того, мы можем по праву гордиться и тем, что, не говоря уже о прочих известных людях, наш малочисленный народ дал стране двух всемирно известных академиков РАН и двух Героев Советского Сою­за, двух лауреатов Ленинской премии и семерых Героев Социалисти­ческого Труда, четырех генералов и трех государственных советников, свыше полусотни докторов наук и профессоров. И, наверное, все это выглядело бы весьма радужно, если бы постоянно не стоял и зако­номерный вопрос: «А закончились ли вместе с боями сорок пятого наши основные и даже жизненно важные проблемы, возникшие в те годы?».

К сожалению, нет, не закончились и неизвестно будут ли они когда либо разрешены государством в должной мере.

Что касается репрессированных народов в целом, то ни одно из государств нынешнего СНГ, даже публично признающих преступления сталинско-бериевского режима, так и не решилось до конца и в полной мере выполнить свои обязательства перед этими народами и восста­новить историческую справедливость по отношению к ним.

Практически все эти государства, даже принявшие законы о реа­билитации этих народов, ограничились лишь декоративными «полуме­рами», которые так и «держат на обочине» эти самые народы, то ли в полуоправданном, то ли в полуобвиненном статусе.

В аналогичном положении, еще со времен «хрущевской оттепели», находится и балкарский народ.

Поэтому для большей объективности и пытаясь избежать каких- то чисто национальных эмоций, мы приведем в качестве примера непред­взятую оценку со стороны, данную нынешнему состоянию балкарского народа Конгрессом Федеративного Союза национальных меньшинств Европы:





2009-08

РЕЗОЛЮЦИЯ

Конгресса Федеративного Союза национальных

меньшинств Европы (FUEN):

«О положении репрессированного балкарского народа в КБР»

Федеративный Союз национальных меньшинств Европы крайне обеспокоен многолетним бедственным положением репрессированно­го балкарского народа в Кабардино-Балкарской Республике (РФ).

Несмотря на ряд предыдущих обращений FUEN к руководству Рос­сийской Федерации и Кабардино-Балкарии, положение балкарского народа не улучшается, а неуклонно ухудшается.

Вопреки его неоднократному и легитимному волеизъявлению в 1991, 1992, 1996 гг. и в нарушение действующих правовых норм, бал­карскому народу в течение двух десятилетий отказывается в праве на его внутригосударственное самоопределение в составе Российской Федерации.

Более того, в течение 52 лет со дня возвращения на родину из депортации и несмотря на действующий с 1991 года Федеральный Закон «О реабилитации репрессированных народов», балкарцы до сих пор не восстановлены в своих прежних территориальных правах, что автоматически лишает их и части политических и гражданских прав, которыми они обладали даже при сталинском режиме.

Вместе с тем, принятые в нарушение действующего Федерального Закона 131 -ФЗ от 06.10.2003 года законы Кабардино-Балкарии 12-РЗ и 13-РЗ от 27.02.2005 г. предусматривают противоправное изъятие 80% балкарских земель, которые являются не только исторической роди­ной и средой обитания этого народа, но и единственным источником его существования.

И, наконец. Сегодня в Кабардино-Балкарии откровенно игнориру­ется не только действующее федеральное законодательство в части соблюдения законных прав репрессированного балкарского народа, но и конкретные решения Конституционного Суда РФ, принятые в защиту его интересов.

Столь откровенная незащищенность его конституционных прав и законных интересов поставила балкарский народ на уровень нацио­нального бедствия и этнической катастрофы.

На основании изложенного Федеративный Союз национальных меньшинств Европы (FUEN) обращается к Президенту, Парламенту и Правительству Российской Федерации, Совету Европы и Организации Объединенных Наций с настоятельным ходатайством обеспечить фак­тическую реализацию репрессированному балкарскому народу всех его политических, социально-экономических и, в первую очередь, тер­риториальных прав, предусмотренных действующим российским зако­нодательством и основными нормами и принципами международного права.

Президент FUEN

X. ХАНСЕН

Октябрь 2009

Брюссель
Яндекс.Метрика
поддержать проект
Балкария и Балкарцы в годы Великой Отечественной Войны © 2010-2023
Назад к содержимому